Манилов. Покупка «Мертвых душ»

Манилов. Покупка «Мертвых душ»

  • Манилов – деловитый, сентиментальный помещик, является первым «продавцом» мертвых душ. Образ Манилова динамически разворачивается из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. 
    За сахарной приятностью и обонянием героя скрывается черствая пустота и ничтожность, которую Гоголь пытается подчеркнуть деталями его поместья. 
    1. Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности: 
    а. дом Манилова открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской, зато беседка в саду Манилова высокопарно поименована «Храмом уединенного размышления» . 
    б. Господский дом стоит на юру; у сереньких изб деревни Манилова ни одного деревца — «только одно бревно» ; 
    в. В доме у хозяев тоже все неопрятно, тускло: шелковый капот жены бледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой»… , создаётся «ощущение странной эфемерности изображаемого» 
    г. Поместье М — первый круг Дантова ада, куда спускается Чичиков, первая стадия «омертвелости» души (пока еще сохраняется симпатия к людям) , заключающаяся, по Гоголю, в отсутствии какого бы то ни было «задора» . 
    д. Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России. 
    2.внешность – 
    а. В лице Манилова «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…» ; 
    б. отрицательное качество: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару» ; 
    в. Сам Манилов – человек внешне приятный, но это если с ним не общаться: разговаривать с ним не о чем, он скучный собеседник. 

    3. Манилов непрактичен – он берет купчую на себя и не понимает выгоды продажи мертвых душ. Он позволяет крестьянам пьянствовать вместо работы, его приказчик не знает своего дела и так же, как и помещик, не умеет и не хочет вести хозяйство. 
    Гоголь подчеркивает бездеятельность и социальную бесполезность помещика: хозяйство идет как-то само собой; ключница ворует, слуги спят и повесничают… 

    Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья. 
    В Манилове нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного. 
    Он – пустое место, ничто. 
    Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться. 
    Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти. 
    Недаром даже путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда