Определить ввоз и вывоз сырья и готовой продукции из центрального района

ЦЭР отличается выгодным географическим положением в центре европейской части России, находится в узле важнейших транспортных путей — железнодорожных, автомобильных, водных, трубопроводов, авиалиний.[121]

Поэтому район характеризуется развитым транспортным комплексом, во многом определяющим экономическую роль района. Транспортная сеть представлена всеми видами транспорта.[122]

По плотности железнодорожной сети (электрифицированной на подходах к Москве) район занимает 1-е место и значительно превосходит среднероссийский показатель. В грузо- и пассажирообороте ве­дущая роль принадлежит железнодорожному транспорту, но быстро растет доля автоперевозок. Район первенствует в РФ по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием. 

Район также имеет и довольно густую сеть трубопроводов. Крупнейший транспортный центр — Москва, которая является узлом 11 железнодорожных линий; 15 авто­магистралей; многочисленных воздушных трасс, связывающих Москву с регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья; трубопрово­дов; важного участка Единого водного пути европейской части РФ, который связывает Москву по системе каналов и Волге с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.[123]  

Транспортный баланс пассивен. Преобладает ввоз многотоннажного сырья и топлива (энергоносители, лес, лесоматериалы, стройматериалы, хлеб, прокат черных и цветных металлов, сахар, импортные промышленные и продовольственные товары, хлопок) над вывозом транспортабельной го­товой продукции (машины, оборудование, автомобили, станки, приборы, инструмент, изделия электротехники, бытовые приборы, ткани, обувь и т.д.).

Сегодня в районе весьма актуальны многие транспорт­ные проблемы, например техническая реконструкция желез­ных дорог и обновление подвижного состава; создание со­временных автомагистралей и обустройство местных дорог; улучшение водных путей и оптимизация грузопотоков на транспорте; реализация крупных инвестиционных проектов, в частности строительства скоростной железнодорожной маги­страли Москва — Санкт-Петербург; совершенствование трубо­проводной сети и усиление безопасности функционирования транспортной системы.

В условиях перехода к рынку будут происходить структурные изменения транс­порта и связи; возрастет роль электроники и производства средств автоматизации и управления.