Объясни при каких условиях использование бартера выгодно.
- Операции купли-продажи, при которых в едином документе, подписываемом сторонами, предусматриваются взаимные обязательства сторон либо провести безденежный обмен товарами (услугами) равной стоимости либо принять в оплату поставленных одной из сторон товаров(услуг) частично денежные средства, а частично товары, именуется встречной торговлей. Второй вариант характеризует наиболее общий признак встречной торговли, а первый — ее частный случай, именуемый бартером. Отличительной чертой бартерных расчетов в туроперейтинге является то, что одна из сторон данной операции производит расчет туристическими услугами.Распространенность бартерных операций в российском туроперейтинге вызвана:■ спецификой всей отечественной экономической системы, характеризующейся кризисом неплатежей, отсутствием у субъектов хозяйствования крупных сумм наличных (безналичных) денег, нехваткой оборотных средств и т.д.;■ возможностью извлечения дополнительной прибыли из бартерных операций.Последнее утверждение нуждается в более детальном рассмотрении. Как ни странно, но в условиях развития отечественного туроперейтинга использование в расчетах с поставщиками туристических услуг по бартерным схемам зачастую более прибыльно, чем денежный расчет. Причинами этого является отсутствие у поставщиков больших оборотных средств, необходимых для развития собственного бизнеса. Отсутствие оборотных средств поставщиков туристических услуг (наиболее часто ими выступают хотельеры) объясняется молодостью туристического рынка России, но и одновременной необходимостью стремительно развивать собственный бизнес (как уже говорилось выше, темпы роста туристического рынка России опережают темпы общего экономического рынка страны). Получается, что поставщики туристических услуг оказываются зажатыми в угол: с одной стороны, для того, чтобы оставаться влиятельными игроками туристического рынка региона, им необходимо вкладывать крупные суммы в развитие собственной инфраструктуры (к примеру, те же самые отели для того, чтобы оставаться популярными среди населения, должны постоянно повышать качество обслуживания и уровень комфорта), с другой — хотельеры лишены возможности осуществления таких крупных капиталовложений в собственный бизнес. Неразвитость системы кредитования, отсутствие крупных иностранных инвесторов, отсутствие уверенности в стабильности туристического бизнеса в ближайшем будущем, заставляют поставщиков туристических услуг изыскивать другие, менее затратные и рискованные чем банковское кредитование, и не ставящие в сильную зависимость от кредитора как инвестирование, пути привлечения капиталовложений в собственный бизнес. Одним из наиболее популярных в конце 1990-х годов видом капиталовложений в предприятия туристической индустрии стал бартерный расчет с туристическими операторами.Смысл бартерного расчета между туроператором и поставщиком туристических услуг состоит в том, что туроператор предоставляет поставщику туристических услуг определенное количество необходимых поставщику товаров или услуг (например, необходимые для осуществления ремонта строительные материалы или сантехнику; мебель или постельное белье; посуду или спортивный инвентарь; организует поставщику участие в известных выставках и т.д.) в обмен на дальнейшее предоставление поставщиком собственных туристических услуг.К примеру, туроператор собственными силами организует ремонт одного из корпусов отеля на сумму в 1 000 000 руб (например, нанимает строительно-ремонтную бригаду и сам с ней расплачивается). После окончания этого ремонта хотельер становится должником туроператора и начинает бесплатно приниматьотправленных оператором туристов до тех пор, пока стоимость оказанных отелем туристических услуг не достигнет суммы долга (1 000 000 руб).Данная схема расчетов имеет ряд преимуществ и недостатков как для туроператора, так и для поставщика туристических услуг.Для туроператора расчет по бартерной схеме бесспорно выгоден поскольку, во-первых, ставит его в более выгодное, чем других туроператоров положение в отношениях с поставщиком. Поставщик чувствует себя обязанным столь щедрому туроператору и, разумеется, идет на всякого рода уступки в отношениях с ним. Во-вторых, туроператор получает туристические услуги поставщика по минимальным ценам, а это главный шаг к росту прибыли туроператора. Природа сверхприбыли туроператора при проведении бартерных операций заключается в так называемой «двойной наценке» товаров и у