Чем прославился в истории мировой культуры царь Ашшурбанипал?

(Ассурбанипал) 668 — 635 гг. до н. э. 

— последний крупный ассирийский царь, создатель одной из наиболее достопримечательных библиотек древности. Через 20 лет после его смерти Ассирия была разгромлена и навсегда перестала существовать. Сын грозного царя Асархаддона (Асаргаддона) , вначале не готовился на царский престол, царем должен был стать его младший сводный брат. Ашшурбанипал был отдан на воспитание жрецам, которые с малых лет обучали его искусству клинописи и чтения ассиро-вавилонских и шумерских текстов. Он изучал науки своего времени, решал задачи с умножением и делением… Однако в 668 г. до н. э. Ашшурбанипал все-таки встал на престол Ассирии. Это был первый и последний её грамотный царь. Столицей Ассирии была Ниневия, расположенная на берегу р. Тигра. Там же, естественно, располагался и дворец царя. По повелению Ашшурбанипала писцы снимали копии с глиняных «книг», хранившихся в библиотеках и храмах Вавилона, других центрах древней культуры Междуречья (которые, в свою очередь, собирали их в течение столетий) . Затем «книги» сверялись и на них ставился штамп «Согласно древнему подлиннику списано и сверено». Если текст был неразборчив, писали: «стерто», «не знаю». Таблички свозились во дворец — таким образом, была собрана огромная библиотека, насчитывающая несколько десятков тысяч единиц хранения (до наших дней дошло примерно 30 тыс. табличек) . Однако, самая древняя (известная ныне) библиотека была основана ещё раньше – царем Тиглатпаласаром 1 (1114–1076 гг. до н. э.) . 

Некоторые «книги» состояли из нескольких «листов» — табличек одинакового размера. На каждом листе стоял его номер, было написано название книги, которым служили начальные слова первой таблички. «Книги» в библиотеке собирались по отраслям знаний. А чтобы найти нужную книгу, обращались к «каталогам», где указывалось название книги, число строк на табличке, наконец, комната и полка, на которой она хранилась. Таблички одной книги находились в отдельном деревянном ящике. Кроме того, уже тогда догадались на каждую книгу ставить библиотечный штамп «Дворец Ашшурбанипала, царя вселенной, царя Ассирии».В Ниневийской библиотеке собирали и хранили самые различные документы: законы, купчии, донесения, контракты, приказы, жалобы, карты, планы земельных участков с указанием их площадей, справочные таблицы по математике (умножение, деление, возведение в степень, извлечение квадратного корня…) , хроники, отчеты о постройке зданий и каналов, сообщения астрономов, книги по химии (например, как соорудить плавильную печь и изготовить эмаль различных цветов) . Среди них были таблички и с записью музыки. Глиняные письма хранились (и пересылались) в глиняных же «конвертах», перед чтением конверт приходилось разбивать. С писем Ашшурбанипал снимали копии, на них писали имя гонца, которому было доверено доставить донесение. Значение «глиняных книг» для истории культуры, науки огромно, его нельзя переоценить. Это понимал и сам Ашшурбанипал, который писал: » Я велел начертать на плитах славные письмена, произведения книжного искусства, которых не изучал ни один из моих предшественников, я собрал письмена во дворце моем, я разделил их на разделы, и я, царь людей, любимец богов, я умею даже читать их». Кроме того, библиотека царского дворца была, вероятно, публичной (для правящей администрации) . Вот слова Ашшурбанипала: «Это клинописное письмо, проявление бога Набу, бога высшей миссии. Я его написал на табличках, я пронумеровал их, я привел в порядок их, я поместил их в своем дворце для наставления моих подданных». 

Всего в библиотеке хранилось примерно 700 сочинений, из них 200 приходится на литературные произведения. Различные мифы, легенды, предания древних шумеров (в частности, мифы о потопе, о космических пришельцах) , вавилонян и ассирийцев стали известны благодаря библиотеке Ашшурбанипала. Именно в ней сохранилось самое древнее литературное произведение мира, шумерский эпос о Гильгамеше (ок. 2400 г. до н. э.) , потом переведенный на ассирийско-вавилонский язык.