Начало школьной жизни, как жирная черта, разделяет жизнь ребенка на «до» и «после».
«До» – счастливый беззаботный период абсолютного детства, когда большая часть времени проходит в игре. Когда исследуешь этот мир во всех его проявлениях – от глубины луж и вкуса снега, до конструирования звездолета из табуреток и подушек. Но с какого-то момента в жизни ребенка все чаще начинает звучать загадочное: «Скоро в школу!». Он чувствует приближение к чему-то новому, для него неизвестному. С одной стороны интересно, что там, а с другой – непонятно. Здесь, дома и в детском саду, все привычно, а каково будет в школе?
Период подготовки к школе может порождать в ребенке неосознанные страхи, неуверенность, нервозность. Беспокойство возникает и у родителей, ведь ребенок делает шаг в новую жизнь. Какой будет этот шаг – уверенный и твердый, или нерешительный и с оглядкой – зависит от взрослых.
Не перегнуть палку с подготовкой к школе, не испугать малыша своим беспокойством о нем. Не сделать поспешных выводов из первых неудач, а наоборот, поддержать ребенка – вот задача для родителей в этот момент. Вы помните, как вы учились читать?
Возможно, вы скажите: «да никаких проблем не было, даже не помню». А возможно вам вспомнится плачущая над букварем девочка или мальчик. Или возмущенная бестолковостью ребенка мама и бабушка, отмеряющая капли валерьянки в рюмочку.
Каким бы ни был ваш путь обучения чтению, вы его уже прошли и, скорее всего, забыли. С годами вы научились читать настолько хорошо, что даже не замечаете этого. Вы довели этот навык до автоматизма. С высоты этого опыта вам может показаться, что читать легко. Непонятно, почему у ребенка не получается.
Между тем, научиться читать сложно. Должны быть развиты соответствующие отделы головного мозга. И должно пройти время, чтобы ребенок автоматизировал все этапы чтения.
Поэтому родители правильно беспокоятся о том, как научить ребенка читать до школы, так как понимают, что ребенку потребуется помощь и понимание при освоении этого навыка.
Научить читать самим нельзя отдать на подготовку к школе
Где бы вы не поставили точку, не закрепляйте ее там надолго. Часто можно услышать: «Ребенок не понимает, а я раздражаюсь. Пусть уж лучше ему объясняет чужой человек, будет больше толку».
Но не торопитесь отдать своего ребенка чужому учителю. Ваш малыш и так с момента поступления в школу начнет отдаляться от вас. Старший дошкольный возраст – самое интересное время развития ребенка и наиболее подходящий период для установления с ним близких отношений. Время, когда вы влияете на ребенка, формируете его. Когда ребенок прислушивается к вам, приходит со своими чаяниями. Как же быстро проходит это время!