Обучение по-японски: это Кумон, baby

Обучение по-японски: это Кумон, baby

Обучение по-японски: это Кумон, baby

Как полчаса в день могут сделать ребенка умелым и осведомленным? Почему японская методика, которой больше полувека, стала популярной только сейчас? Почему в США она вызывает множество критических замечаний, а в Европе много ее фанатов? Об этом и другом рассказывает учительница, практикующая такую форму работы, Ирина Сорока.

Открытие благодаря лени
Когда речь идет о франшизе, открытии новых точек известных брендов, обычно это — о фастфудах и казино. И только одна школа идет в мировых рейтингах по этому показателю сразу за МакДональдс — Кумон. Сейчас в 49 странах немало таких образовательных центров, где учатся свыше 4 млн детей. Откуда такой бум?

В 1954 году учитель математики Тору Кумон решил помочь с арифметикой маленькому сыну, который получил двойку. Он давал небольшие по силам задания каждый вечер, а когда тот успешно усваивал материал, немного усложнял их. Так мальчик, занимаясь дополнительно по 20 минут в день, обогнал сверстников и в 6-м классе уже решал дифференциальные уравнения. Поэтому родители одноклассников попросили Тору Кумона заниматься с их детьми тоже.

В Японии эту историю рассказывают несколько иначе: в детстве Тору сам учился плохо. После начальных классов его отправили в частную школу, где от учеников требовали значительно больше. Мальчику грозило остаться на второй год, поэтому он самостоятельно догонял программу. Затем он помогал другим ученикам, и это так ему понравилось, что он стал учителем. А уже потом передал сыну те страницы с заданиями, которые придумал в детстве для себя.

В 1970-е годы математические занятия по системе Кумон стали популярными во всей Японии, особенно после выхода бестселлера «Тайна математики Кумон». В то же время возникли и первые центры в США, в основном для японских эмигрантов. Модным среди американцев этот метод стал в 1990-е годы, когда в журнале Time написали об эксперименте: одна из школ США, в которой было много отстающих учеников, год применяла эту систему. Оценки в среднем стали на 5% лучше, скорость выполнения заданий выросла вдвое, а главное — ученики полюбили математику.

Не математикой единой
Почему же бум начался именно сейчас? Дело в том, что по этому принципу преподавали только математику и в некоторых странах языки. А вот в Японии более 40 лет назад разработали многостороннюю систему ранней подготовки для детей от двух лет («бэби Кумон»). О ней в США и Великобритании стало известно только 6 лет назад. А в Украину методика дошла лишь 2–3 года назад. В 2016 году появились рабочие тетради по методике Кумон, переведенные на украинский.

В столичном частном учебном заведении Uschool применяют эту методику, ведь считают ее очень эффективной и привлекательной для детей. В киевском детском учреждении «Апельсин» тоже работают с рабочими тетрадями Кумон. Интересно, что в обеих школах эту методику сочетают с методикой Монтессори. Специалисты говорят, что это не случайность: оба подхода предусматривают самостоятельность ученика и уважение к его выбору.

Главная «фишка» метода — рабочие листы с заданиями, с которыми дети способны справиться самостоятельно с небольшой поддержкой взрослых. Почему именно листы? Чтобы ребенок не спешил, не «перепрыгивал» ступеньки и постепенно развивал навык.

Первые задания настолько элементарны, что взрослым даже не придет в голову, что с такого следует начинать. Каждое следующее повышает уровень сложности. В одной рабочей тетради — примерно 40 заданий. В год может быть 1-3 тетради. Полчаса в день дают результат, если занятия ежедневные (кроме двух выходных в неделю).

В два года — оригами и вырезание
Казалось бы, все эти вещи — давно известны. Любое пособие для развития содержит именно такие задания. Так в чем же секрет? Во-первых, прививать навыки по Кумон начинают уже с ясельного возраста. Двухлетним детям предлагают учиться делать оригами, рисовать, вырезать ножницами и клеить. Максимум, что по нормам возрастного развития ожидают от детей в 24 месяца: составлять пирамидку из 5 колец и строить башню из 8 кубиков.

Во-вторых, заставить таких малышей заниматься — нереально. Удержать может лишь острое любопытство и удовольствие от процесса. И Кумон каждое задание превращает в яркую игру. Скажем, не научиться резать ножницами по прямой — а «высвободить» лапки медвежонку, с которым можно будет обняться (согнуть конечности) или научить клоуна болтать ножками.

И в-третьих, в заданиях предусмотрена такая последовательность, что ребенок после нескольких попыток непременно достигнет успеха, переходя с уровня на уровень. Например, когда он учится клеить, очень долго о клее не идет и речи. Вместо этого предлагают наклейки, чтобы ребенок научился точно их прикладывать, не оставляя белого места. Шарики мороженого на первых занятиях можно клеить, как хочешь, а вот на яблоко с «дыркой» круги придется прикладывать правильно. И только потом учатся смазывать элемент клеем.

Тетрадь «Ну-ка рисовать» начинается с задания «Нанести кетчуп на омлет», то есть просто чертить красным карандашом. А вот «Сделать волосы мальчику» — это уже вертикальные штрихи. Зарисовывание начинается с маленького круга в мячике или томате. В первой тетради по оригами учат складывать по линии — загибать к себе и от себя, получая изображение зайчика, который играет в «ку-ку», и собачки, которая грызет косточку.