Теория и методология рекреационной географии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и методология рекреационной географии»

Направление подготовки: 100400.68 «Туризм»

Профиль подготовки:

«ТУРИЗМ: ЭВОЛЮЦИЯ, СТРУКТУРА, МЕНЕДЖМЕНТ, МАРКЕТИНГ»

Квалификация (степень) выпускника: МАГИСТР

Форма обучения: очная

Курс … (… семестр)

Калининград 2011

Содержание учебно-методического комплекса дисциплины

«Теория и методология рекреационной географии»

1.Программно-планирующий блок (рабочая программа учебной дисциплины)

2.Учебно-методический блок.

3.Диагностико-контролирующий блок.

4.Блок наглядно-дидактического материала.

1.Программно-планирующий блок учебной дисциплины

«Теория и методология рекреационной географии»

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

Составитель: доктор географических наук, профессор, зав. кафедрой социально-экономической географии и геополитики Федоров Геннадий Михайлович

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры социально-культурного сервиса и туризма

Протокол № ____ от «_____» ___________________ 2011 г.

Зав. кафедрой __________________ В. С. Корнеевец

Рабочая программа одобрена методическим советом факультета сервиса

Протокол № ____ от «_____» ___________________ 2011 г.

Председатель методического совета __________________ В. В. Нордин

Программа пересмотрена на заседании кафедры ________________________

Внесены следующие изменения (или изменений не внесено)______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол № ____ от «_____» ___________________ 201__г.

Зав. кафедрой __________________ В.С. Корнеевец

Менеджер ООП _________________ И.И. Драгилева

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Пояснительная записка7

2. Тематический план.9

3. Содержание дисциплины.10

4. Тематика самостоятельных работ12

5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля13

6. Критерии выставления итоговой оценки 14

7. Список основной и дополнительной литературы14

1. Пояснительная записка

1.1. Место дисциплины в структуре Основной образовательной программы (ООП) подготовки магистра по направлению туризм (профиль «Туризм: эволюция, структура, менеджмент, маркетинг».

Учебная дисциплина «Теория и методология рекреационной географии» расположена в базовой части блока общенаучных дисциплин, включает лекционные и практические занятия, самостоятельную работу студентов. Дисциплина изучается на 1 курсе обучения магистров.

1.2. Цели освоения дисциплины.

Цель курса — дать студентам знания о теории, методологии и практике рекреационной географии.

1.3. Задачи изучения дисциплины «Теория и методология рекреационной географии»:

— ознакомить студентов с теоретическими положениями рекреационной географии;

— показать методику и практическое применение концепций рекреационной географии в региональном управлении;

— раскрыть понятие рекреационных систем как объекта рекреационной географии, разновидности форм пространственной организации экономики;

— обеспечить знание качественных и количественных методов выявления, анализа и прогноза развития рекреационных систем;

— показать типологические особенности рекреационных систем в зависимости от их географического положения и всей совокупности факторов формирования;

— научить студентов выявлять рекреационные системы, анализировать их состояние и прогнозировать дальнейшее развитие.

1.4. Требования к начальной подготовке, необходимые для успешного изучения дисциплины «Теория и методология рекреационной географии»

«Теория и методология социально-экономических исследований в туристической деятельности», обеспечивая их взаимную увязку и выход в общественную практику. Курс готовит к практической деятельности по управлению развитием рекреационных систем в практике стратегического планирования и территориального управления с учетом всего комплекса воздействующих на них природных, экономических, политических, социальных, демографических, этнических, исторических и иных факторов.

1.5. Перечень дисциплин (модулей), для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее

Предшествующий уровень образования – успешная аттестация за предыдущий семестр обучения; умение самостоятельно работать с научной литературой, книжным материалом, рекомендуемой периодикой, владение навыками оформления текста в редакторе Word, создание презентаций в приложении Power Point способность к поиску и комплексному анализу интернет-источников.

1.6. Компетенции, формируемые у обучающегося в результате освоении дисциплины «Теория и методология рекреационной географии»

проектная деятельность:

готовность применять методы анализа, разработки и поиска решений в деятельности предприятий туристской индустрии (ПК-3);

сервисная деятельность:

способность разрабатывать и внедрять нормативную документацию по стандартизации, сертификации и качеству туристского продукта и услуг туристской индустрии (ПК-10);

1.7. Перечень знаний, умений и владений студента в результате освоения дисциплины: «Теория и методология рекреационной географии»

В результате освоения дисциплины студент:

— владеет современной методологией научного познания (системной и генетической парадигмами, методологией выявления и анализа рекреационных систем, комплексным подходом, теориями комплексо, кластеро- и регионообразования и др.), применяемыми в сфере управления рекреационными системами;

знает и умеет применить накопленный в отечественной и зарубежной практике опыт выявления и регулирования рекреационных систем для разработки и реализации региональной политики и территориального управления;

умеет, используя полученные знания и навыки, самостоятельно выявлять, анализировать, прогнозировать развитие рекреационных систем и обосновывать меры их возможного регулирования;

умеет применять знания о теории и методах анализа рекреационных систем в практике стратегического и территориального планирования приграничных территорий России.

имеет навыки выявления, оценки, прогнозирования и регулирования развитием рекреационных систем, умеет увязывать их со стратегиями и программами регионального и муниципального развития, документами территориального планирования.

2. Тематический план

темы

Наименование темы

Всего (часов)

Аудиторныезанятия, в том числе

Самостоятельная работа

лекции

семинары

1

Системный подход в рекреационной географии

16

2

2

12

2

Понятийный аппарат рекреационной географии

16

2

2

12

3

Методология рекреационно-географических исследований

16

2

2

12

4

Рекреационное районирование

22

2

2

18

ВСЕГО часов

72

8

8

54

ВСЕГО зачетных единиц

2

3. Содержание дисциплины

3.1. Содержание основных разделов и тем курса

Введение

Изучение курса «Теория и методология рекреационной географии» обеспечивается путем проведения лекционных и практических занятий, самостоятельного изучения рекомендованной литературы магистрантами, написания рефератов и подготовки докладов при консультациях со стороны преподавателя.

Тема 1. Системный подход в рекреационной географии

Рекреационная деятельность и ее виды. Понятие рекреационной географии и ее место в системе наук. Зарубежные аналоги: «география туризма и отдыха», «география свободного времени», «география досуга».

Системный подход в научных исследованиях. Когерентные и гомогенные системы. Системы социально-экономической географии. Понятие территориальной социально-экономической системы как объекта социально-экономической географии. Элементы, компоненты. системообразующие связи, типологические признаки системы.

Рекреационная система. Особенности рекреационной системы: элементы, системообразующие связи, типологические признаки. Объект и субъект рекреации, рекреационная деятельность.

Территориальная рекреационная система. Треугольник Н.Н.Баранского «природа – население – хозяйство». Особенности территориальной рекреационной системы: элементы, системообразующие связи, типологические признаки. Территориальная рекреационная территориальная система – когерентная система; этапы ее выделения. Территориальная рекреационная система и рекреационный район (регион). Функциональная классификация рекреационных связей: типы связей, элементы взаимодействия, системообразующие связи, системообразующие проблемы, организационные формы. Вертикальные и горизонтальные связи.

Международные транснациональные и трансграничные рекреационные системы и регионы. Особенности трансграничной рекреационной системы: элементы, системообразующие связи, типологические признаки. Сходства и отличия с национальными рекреационными системами. Стадии формирования трансграничных рекреационных систем, их географические особенности. Новые формы пространственной организации трансграничного сотрудничества и формирование трансграничных рекреационных регионов.

Тема 2. Понятийный аппарат рекреационной географии

Логические требования к определению понятий. Стстема. Территориальная социально-экономическая система. Социо-культурная система. Социо-культурная среда. Социо-культурное пространство, его деление и характеристики. Емкость социо-культурного пространства. Эволюция социально-культурной системы. Этапы эволюции.

Отдых (рекреация, от лат. recreation – восстановление). Рекреация как восстановление израсходованных человеком в процессе труда сил, а также накопление определенного запаса этих сил для дальнейшей деятельности развития физического и интеллектуального потенциала путем отдыха вне жилища. Рекреационные ресурсы и их классификация. Рекреационный потенциал. Рекреационный объект, его разновидности. Рекреационная освоенность территории. Территориальная рекреационная систем среди совокупности территориальных социально-экономических систем.

Локальный и сетевой подходы к изучению рекреационных объектов. Три основные стадии восприятия субъектом отдыха рекреационной среды: преддеятельная («образ» среды), деятельная («ситуация») и последеятельная («след»). Рекреация и туризм: сходства и отличия. Классификация видов туристической деятельности. Рекреационная территория. Рекреант. Деление рекреации по продолжительности: туризм и экскурсии. Определение временного различия между экскурсиями и туризмом. Деление рекреации по месту проведения рекреационной деятельности: иностранный и внутренний виды туризма.

Территориальная рекреационная система по В.С.Преображенскому как геосистема, состоящая из взаимосвязанных подсистем (природных и культурных комплексов, технических сооружений, обслуживающего персонала, органов управления и отдыхающих) и характеризующаяся функциональной и территориальной целостностью. Дальнейшее развитие идей В.С.Преображенского (Ю.Д.Дмитревский, Е.Г.Кропинова, Л.Ю.Мажар, Н.С.Мироненко, Д.В.Николаенко, И.Т.Твердохлебов и др.).

Лундская школа “временной” географии. Значение трудов Т. Хегерстранда.. Принципы Лундской школы. Последовательное введение временного аспекта в географические исследования пространственного поведения человека. Ориентация на географическое исследование человека в его повседневной деятельности.

Тема 3. Методология рекреационно-географических исследований

Факторы рекреационной деятельности.

Экономико-статистические методы. Составление статистических таблиц и диаграмм. Комбинационные таблицы. Графоаналитический метод. Составление графов. Интерполяция и экстраполяция. Корреляционный анализ.

Балансовый метод. Соотношение ресурсов и их использования. Трудовой баланс. Финансовый баланс. Баланс спроса и предложения.

Социологические методы. Составление анкет, опросных листов. Компьютерные программы обработки материалов и их практическое использование.

Картографический метод исследований. Картосхемы, картограммы, картодиаграммы. Последовательность комплексных исследований территории: «район – тип – карта». Использования карт: описания по картам, графические приемы, графоаналитические приемы, приемы математико-картографического моделирования. Построение и анализ моделей на основании картографических данных.

Мысленные карты. Углубленное интервью с респондентом с выяснением его представлений об определенном месте. Перевод словесного описания в графическую или картографическую форму. Составление планов-образов определенного пространства. Опрос методом семантического дифференциала (изучение ассоциаций того или иного места с соответствующими словами, чувствами, эмоциями).

Выделение территориальных рекреационных систем. Элементы системы и связи между ними. Классификация связей.

Метод районирования. Выделение социально-экономических районов разного территориального уровня. Рекреационное районирование территории. Когерентные и гомогенные районы (регионы). Районирование и зонирование.

Классификация и типологизация объектов рекреации и рекреационных регионов. Типологические признаки, принципы их отбора.

Тема 4. Рекреационное районирование

Рекреационная специализация территории. Рекреационное районирование как вид отраслевого социально-экономического районирования. Фундаментальные причины районообразования как пространственного процесса. Возможности и условия практического воздействия на процесс рекреационного районообразования.

Иерархические уровни районирования: макро-, мезо- и микроуровень. Локальные объекты, их классификация. Примеры рекреационных макро-, мезо- и микрорайонов. Практическое использование рекреационного районирования.

Рекреационное зонирование территории. Рекреационные зоны в территориальных схемах и генеральных планах.

Рекреационное районирование Калининградской области: подходы, методы и результаты.

Функциональные зоны в Территориальной схеме Калининградской области. Их значение для рекреационной деятельности в конкретных муниципальных образованиях.

3.2. Тематика практических занятий

Тема 1. Системный подход в рекреационной географии

Обсуждение подготовленных в ходе самостоятельной работы обзоров публикаций российских и зарубежных авторов по теоретическим проблемам рекреационной географии

Тема 2. Понятийный аппарат рекреационной географии

Обсуждение вопросов, изученных в ходе самостоятельных занятий:

Составьте таблицу с характеристикой сходства и отличий когерентных и гомогенных систем.

Составьте перечень видов территориальных социально-экономических систем.

Опишите элементы, компоненты. системообразующие связи, типологические признаки рекреационной системы.

Установите, чем различаются понятия «территориальная рекреационная система» и «рекреационный район (регион)».

Объясните, в чем отличия понятий «транснациональные» и «трансграничные» рекреационные территориальные системы и регионы.

Перечислите функциональные типы рекреационных связей.

Установите, чем различаются вертикальные и горизонтальные связи в территориальных рекреационных системах. Приведите примеры.

Приведите примеры международных рекреационных регионов.

Обсуждение отличий факторов формирования национальных и трансграничных рекреационных районов

Д.Н.Николаенко выделяет два направления исследований в рекреационной географии – (1) рекреация в различных типах социо-культурных образований как естественная потребность населения, проявляющаяся во все времена и в разных циклах жизнедеятельности (суточном, недельном, квартальном и годовом); (2) рекреация как современное явление, выражающееся в развитии индустрии массового отдыха. Поясните различия данных направлений. Как Вы полагаете, имеются ли иные направления исследований?

Тема 3. Методология рекреационно-географических исследований

На основе материалов Территориального органа Федеральной службы госстатистики по Калининградской области (см. Приложение) выполните следующие задания:

Подготовьте картограмму и картодиаграмму с характеристикой рекреационной деятельности в муниципальных образованиях Калининградской области.

Подготовьте графики, характеризующие развитие туризма в Калининградской области.

Тема 4. Рекреационное районирование

Доклады и обсуждение выполненных студентами научных работ.

4. Тематика самостоятельных работ

Тема 1. Системный подход в рекреационной географии

Обзор публикаций российских авторов по теоретическим проблемам рекреационной географии

Обзор публикаций зарубежных авторов по теоретическим проблемам рекреационной географии

Тема 2. Понятийный аппарат рекреационной географии

Составьте глоссарий с перечнем основных понятий рекреационной географии и указанием источников.

Подготовить конспект работ одного из указанных авторов: В.С.Преображенский, Ю.Д.Дмитревский, Е.Г.Кропинова, Л.Ю.Мажар, Н.С.Мироненко, Д.В.Николаенко, И.Т.Твердохлебов.

Подготовьте краткий конспект одной из работ представителей Лундской школы.

Подготовьте материалы для обсуждения следующих вопросов:

Территориальные (национальные и международные) рекреационные системы и регионы

Транснациональные и трансграничные рекреационные территориальные системы и районы

Факторы формирования рекреационных районов

Факторы формирования трансграничных рекреационных районов

Рекреационная инфраструктура

Тема 3. Методология рекреационно-географических исследований

Подготовьте картосхему рекреационных ресурсов Калининградской области. Выполните ее описание.

Тема 4. Рекреационное районирование

Подготовка реферата: Комплексная характеристика одного из рекреационных районов Калининградской области (по согласованию с преподавателем)

5. Тематика научно-исследовательской работы по дисциплине

1. Составление картосхемы туристических ресурсов Калининградской области.

2. Составление картосхемы туристических ресурсов одного из муниципальных образований Калининградской области.

3. Комплексная характеристика одного из рекреационных районов Калининградской области.

4. Разработка рекомендации по развитию рекреационных районов Калининградской области.

6. Тематика научно-педагогической практики по дисциплине.

Обследование рекреационных ресурсов одного из муниципальных образований Калининградской области.

6. Вопросы для промежуточного и итогового контроля

6.1. Вопросы для промежуточного контроля

Тема 1. Системный подход в рекреационной географии

Определите понятие рекреационной деятельности, объекты и субъекты рекреации.

Охарактеризуйте сущность системного подхода.

Какова специфика системного подхода в рекреационной географии?

Сопоставьте основные подходы к определению предмета рекреационной географии.

Обоснуйте предмет, объект и методы исследований рекреационной географии.

Какова сущность предметного содержания рекреационной географии?

Каково место рекреационной географии в системе географических наук?

Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в разработку проблем рекреационной географии.

Перечислите основные задачи теории и практики рекреационной географии.

Какие основные задачи решает рекреационная география на современном этапе своего развития?

Тема 2. Понятийный аппарат рекреационной географии

Обзор работ отечественных авторов по теории и методологии рекреационной географии (не менее 20 работ).

Обзор работ зарубежных авторов по теории и методологии рекреационной географии (не менее 15 работ).

Тема 3. Методология рекреационно-географических исследований

Каковы основные источники рекреационно-географической информации?

Какие методы исследований применяются в рекреационной географии?

Чем отличается картоид от карты? Картосхема от карты? Картодиаграмма от картограммы?

Чем отличается мысленная карта от классической карты и картоида?

Приведите на рекреационных материалах пример вычисления коэффициента общей корреляции, ранговой корреляции, корреляционного отношения.

Тема 4. Рекреационное районирование

Каковы фундаментальные причины районообразования как пространственного процесса?

Каковы возможности и условия практического воздействия на процесс рекреационного районообразования?

Какова рекреационная специализация Калининградской области?

Какова рекреационная специализация Польши?

Какова рекреационная специализация Литвы?

Какова рекреационная специализация Египта?

Какие рекреационные районы выделяется на территории Калининградской области?

Какие иерархические уровни районирования Вы знаете?

Классифицируйте локальные объекты рекреации.

Где на территории Калининградской области выделяются рекреационные зоны?

Назовите примеры международных рекреационных районов.

6.2. Вопросы для итогового контроля

Когерентные и гомогенные системы.

Понятие территориальной социально-экономической системы как объекта социально-экономической географии.

Международные транснациональные и трансграничные территориальные системы.

Особенности трансграничной территориальной системы: элементы, системообразующие связи, типологические признаки.

Трансграничная территориальная система – когерентная система

Новые пространственные формы международной экономической интеграции

7.. Формирование и развитие Еврорегионов

8. Глобализация, регионализация и международная регионализация

9. Территориальные (национальные и международные) социально-экономические системы и регионы

10. Транснациональная и трансграничная регионализация

11. Факторы трансграничной регионализации

12. Закономерности трансграничной регионализации

13. Трансграничные кластеры

14. Инфраструктура трансграничных регионов

15. Грузовые и пассажирские потоки в трансграничных регионах

16. Стадии формирования трансграничных территориальных систем, их географические особенности.

17. Трансграничные территориальные системы и регионы.

18. Комплексные и отраслевые транснациональные регионы.

19. Функциональная классификация трансграничных связей

20. Новые формы пространственной организации трансграничного сотрудничества

21. Еврорегионы: участники, цели, основные направления деятельности.

22. Факторы рекреационной деятельности.

23. Составление статистических таблиц.

24. Составление диаграмм.

25. Составление графов.

26. Факторы рекреационной деятельности.

27. Экономико-статистические методы.

29. Составление статистических таблиц и диаграмм.

30. Комбинационные таблицы.

31. Графоаналитический метод.

32. Составление графов.

33. Интерполяция и экстраполяция.

34. Корреляционный анализ.

35. Трудовой баланс.

36. Финансовый баланс.

37. Баланс спроса и предложения.

38. Составление анкет.

39. Составление опросных листов.

40. Картосхемы, картограммы, картодиаграммы.

41. Практическое использование карт.

42. Мысленные карты.

43. Выделение территориальных рекреационных систем.

44. Рекреационное районирование территории.

45. Когерентные и гомогенные районы (регионы).

46. Классификация и типологизация объектов рекреации.

47. Классификация и типологизация рекреационных регионов.

48. Типологические признаки, принципы их отбора.

49. Балансовый метод.

50. Соотношение ресурсов и их использования.

51. Трудовой баланс.

52. Финансовый баланс.

53. Баланс спроса и предложения.

54. Составление анкет, опросных листов.

55. Компьютерные программы обработки материалов и их практическое использование.

56. Выделение территориальных рекреационных систем.

57. Каковы фундаментальные причины районообразования как пространственного процесса?

58. Возможности и условия практического воздействия на процесс рекреационного районообразования.

59. Рекреационная специализация Калининградской области.

60. Рекреационные районы на территории Калининградской области.

Иерархические уровни районирования.

Классифицируйте локальные объекты рекреации.

Рекреационные зоны в Калининградской области.

Пример международного рекреационного района (по выбору студента).

7. Критерии выставления итоговой оценки

Формой итогового контроля по дисциплине «Теория и методология рекреационной географии» является «зачет». При определении критерия выставления оценки принимаются во внимание объем, глубина знаний, доказательность и агрументированность, а также общий кругозор магистранта.

«Зачтено» выставляется магистранту, показавшему всесторонние, систематизированные и глубокие знания программы, знакомому как основной, так и с дополнительной литературой, а также усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении с выбранным профилем образования, изложении и использовании учебно-программного материала.

«незачтено» выставляется магистранту, не выполнившему предусмотренные программой задания, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки при ответе на вопрос.

8. Список основной и дополнительной литературы, нормативных документов

Большаник П.В. Рекреационная география. Учебное пособие. Омск, 2003.

География рекреационных систем СССР.Под ред. В.С. Преображенского, В.М. Кривошеева, М.: 1980.

География туризма. Под ред. А.Ю.Александровой. М.: КНОРУС, 2008.

Горшкова Л.Ю., Крысанова Т.Д., Пичугина Н.В., Ушакова О.В. Рекреационная география. Словарь-справочник. Саратов, 2003.

Дмитревский Ю.Д.  Туристские районы мира.  М. Смоленск. 2000.

Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. Учебник. Электронный ресурс: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=9914 (Дата обращения 28.11.2011)

Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. М.: 1981.

Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. 320 с.

Кропинова Е.Г. Регионально-экономический анализ формирования территориальных рекреационных систем. СПб, 2005. 224 с.

Мажар Л.Ю. Территориальные туристско-рекреационные системы. Смоленск, Универсум, 2008. 212 с.

Николаенко Д. В. Рекреационная география. Киев: Владос, 2003. 228 с.

Дополнительная

Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: Аспект-Пресс, 2004.

Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. М.: Пресс0Соло, 2002.

Бакланов П.Я., Ганзей С.С. Приграничные и трансграничные территории как объект географических исследований // Изв. РАН. Сер. геогр. 2004. №4. С. 27-34.

Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. М.: Академия, 2005.

Бородавкина Н.Ю. Особенности трансграничного сотрудничества субъектов предпринимательства Калининградской области // Вестник РГУ им. И.Канта. 2010. №3. С.80-89.

Веденин Ю.А. (ред.). Рекреационные ресурсы СССР: Проблемы рационального использования. М.: Наука, 1990.168 с.

Винокуров В.И., Леонов В.А. Индустрия туризма: теоретические, методологические и практические аспекты; Монография. Сочи: СГУТиКД, 1998. 214 с.

Волкова И.И., Корнеевец В.С., Федоров Г.М. Вислинская (Балтийская) коса: потенциал возможностей. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 71 с.

Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. М.: Гардарики, 2002.

Дедков В.П.,Федоров Г.М. Пространственное, территориальное и ландшафтное планирование в Калининградской области. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006.

Зырянов А. И. Регион: пространственные отношения природы и общества. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2006. 372 с.

Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М., 1966.

Каледин Н. В., Корнеевец В. С. Трансграничная кооперация в Балтийском регионе // Вестник СПбГУ. Сер. Геология, география. 2007. № 3. С. 80—90.

Каледин Н. В., Корнеевец В. С., Чекалина Т. Н. Сетевое сотрудничество как основополагающий фактор формирования трансграничных регионов // Вестник СПбГУ. Сер. Геология, география. 2008. № 4. С. 130—139.

Корнеевец В.С. Формирование трансграничных мезорегионов на Балтике. Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2010. 80 с.

Корнеевец В.С. Федоров Г.М. Оценка уровня развития и взаимных торговых связей стран Балтийского региона // Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. №3. С. 25—32.

Кружалин К.В. Экономико-географическая оценка рекреационного потенциала России для развития международного туризма. М.: Дрофа, 2002.

Министерство экономики Калининградской области. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov39.ru/

Митрофанова А. В. Формирование регионального туристского кластера Калининградской области// Вестник Института Балтийского региона РГУ им. И. Канта № 2.: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009.

Новая региональная политика федерального Центра: механизмы реализации и последствия для регионов. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.energystate.ru/catalog/312.html

О Государственной границе Российской Федерации. Федеральный закон / Росграница. URL: http://www.rosgranitsa.ru/about/regulatory/law-border.

Одинг Н.Ю., Федоров Г.М. Активизация российского участия в трансграничном сотрудничестве на Балтике // Вестник РГУ им. И.Канта. 2009. №3. С. 63- 69.

Орлов А.С. Социология рекреации. М.: Наука, 1995.

Перспективы развития Калининградской области. Региональный форум. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.i-kaliningrad.ru/ (Опубликовано 24.05.2011)

Плюхин М.Ю. Трансграничное сотрудничество Калининградской области: проблемы и перспективы // Балтийский регион. 2009. №1. С. 77-80.

Преображенский В.С. (ред.). Теоретические основы рекреационной географии. М.:Наука, 1975. 224 с.

Преображенский В.С., Веденин Ю.А. География и отдых. М.:Знание, 1971. 48 с.

Программа сотрудничества ЕС – России (ТАСИС/ЕИСП). URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_335.htm.

Пустовгаров В.И., Федоров Г.М. Приморская зона. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 194 с.

Регламент (ЕС) N 1931/2006. Европейского Парламента и Совета «Об установлении правил в отношении малого пограничного движения на внешних сухопутных границах государств-членов и об изменении положений Шенгенской конвенции». URL: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=994_919.

Совет государств Балтийского моря. URL: http://www.mid.ru/ns-dos.nsf/45682f63b9f5b253432569e7004278c8/0591e37431a9b97dc3257022002a7a2c?OpenDocument

Социальный атлас российских регионов: Калининградская область. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.socpol.ru/atlas/portraits/kalgr.shtml

Социально-экономическая география: теория и практика. Под ред. А.Г.Дружинина, Г.М.Федорова, В.Е.Шувалова. Калининград: Изд-во БФУ им. И.Канта, 2011.

Стратегии регионального развития / Под ред. А. П. Клемешева, А. А. Мау. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011.

Территориальное планирование: новые функции, опыт, проблемы, решения. Под ред. А.И.Чистобаева. СПб: Изд-во СПбГУ, 2009.

Федеральная целевая программа «Развитие Калининградской области на период до 2015 года». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov39.ru/programmnaya-deyatelnost/fcp-razvitiya-oblasti/

Федоров Г. М. Социально-экономическое развитие Калининградской области: Учебное пособие. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011.

Чистобаев А.И., Красовская О.В., Скатерщиков С.В. Территориальное планирование на уровне субъектов России. СПб: Изд. дом «Инкери», 2010.

Экономика Калининградской области. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://investinkaliningrad.ru/ekonomika-i-investicii/ekonomika-kaliningradskoj-oblasti/

Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма. М.: РЛД, 2007.

Association of European Border Regions, ARFE. URL: http://www.aebr.net/

Bensahel L., Ditter J-G., Donsimoni M., Kropinova E., Tatarinov A., Tschuykin A. Market services and tourism: trends, perspectives and strategies // Grobal development plan for the Kaliningrad Oblast. Grenoble; Kaliningrad: Tacis-PROMETEE-2, 1998.

Catalogue of the archaeological objects located in the area of the Kaliningrad region adjacent to the Curonian and Vistulalagoons (на англ.яз) (общая редакция)In: Калининград: Изд-во ООО «Терра Балтика», 2009.- 60 с.

Cross-border Cooperation Programme Lithuania – Poland — Russia 2007-2013. URL: http://lt-pl-ru.eu/en,1,7. BSR INTERREG III B Homepage. URL: http://www.bsrinterreg.net/

Euregio Multimedia Information. URL: http://www.sandiegoaccountantsguide.com/library/EUREGIO.php

Sinclair M. Th., Stabler M. The economics of tourism. London and New York, 1997. 264 p.

Внимание, только СЕГОДНЯ!