Раздел 1. Введение в психологию. Психические процессы
Тема: Психология как наука. Задачи и основные методы психологии
Цель: сформировать знания о предмете и задачах психологии, уровнях психики.
Уровни усвоения:
Понимание: Многогранности проявления психики
Применение: Использовать разнообразные методы психологии для
улучшения профессиональной деятельности
Анализ: Определять уровни психики и состояния сознания для составления
плана сестринского ухода
Синтез: Формулировать выводы по теме и обобщать изученный материал
Оценка: Давать оценку изученного материала для дальнейшего обучения
Содержание: История возникновения психологии. понятие психики. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Задачи психологии. Функции психики. Психические явления. Сознание, механизмы. Методы исследования в психологии.
Лекция:
Слово «психология» в буквальном переводе на русский язык означает «наука о душе» (от греч.psyche – «душа»+logos – «понятие», «учение»).
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, учение о природе, детерминации, структуре и механизмах психической деятельности, поведения и их применения на практике.
В развитии психологии как науки можно выделить четыре основных этапа (рис. 1-1).
Психология зародилась в недрах философии, и первые
представления о ее предмете связывались с понятием о душе. Представления о душе с древних времен связаны с феноменом жизни, душа — то, что отличает живое от неживого. Основателем психологии по праву считают Аристотеля (384–322 гг. до н.э.).
В XVI–XVII вв. психология получила развитие как наука о сознании. У истоков этой
психологии стоял французский философ и математик Рене Декарт (1596–1650). Единственным методом изучения собственного сознания был тогда метод интроспекции (букв. «смотрения внутрь») — метод познания психических явлений путем самонаблюдения, т.е. человек наблюдал за самим собой и описывал факты. До конца XIX в. это был не только главный, но и единственный метод психологии.
В XIX в. психология сформировалась как самостоятельная наука. Отсчет ведется от
1879 г., когда немецкий психолог, физиолог, философ Вильгельм Вундт (1812–1920) основал в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.
С 30–40-х гг. XX в. Психология стала развиваться как наука о
психике. Психика служит целям адаптации индивида в окружающем мире, следовательно, отражает объективную реальность (внешний мир и внутренние состояния организма)
I ЭТАП |
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ |
Так определялась психология более двух тысячелетий назад. Наличием души пытались объяснить все непонятное в жизни человека. |
II ЭТАП |
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О СОЗНАНИИ |
Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Под сознанием понимали способность думать, чувствовать, желать. |
III ЭТАП |
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПОВЕДЕНИИ |
Задача психологии – наблюдение за поведением – за тем, что можно непосредственно увидеть |
IV ЭТАП |
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ФАКТАХ, ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ И МЕХАНИЗМАХ ПСИХИКИ |
Начинается с 30–40 гг. XX в. Задача психологии – научное изучение психики и практическое применение получаемых данных. Начинается в XX в. |
Рис. 1-1. Основные этапы становления психологии как науки
Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.
Человек изучается в различных дисциплинах:
— как представитель биологического вида
— как член общества
— как субъект деятельности
Исходя из этого, психология имеет тесные связи со следующими науками:
— биологическими (биология, антропология, анатомия, эмбриология и т.д.)
— гуманитарными (философия, педагогика, социология, история)
— техническими (эргономика, инженерная психология).
Психологическая наука на современном этапе развития представляет собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин. Отдельные области психологии тесно связаны между собой. Различают следующие отрасли психологии:
Общая психология (общие закономерности психической деятельности взрослого нормального человека).
Возрастная психология (закономерности психического развития человека в различном возрасте).
Педагогическая психология (психологические основы обучения и воспитания).
Психология труда (психологические основы трудовой деятельности).
Инженерная психология (взаимодействие человека с машиной).
Космическая психология (волевая и моральная подготовки космонавтов, обоснование методов их обучения и тренировки).
Военная психология (психология человека в военной обстановке).
Психология спорта (психологические основы обучения и воспитания спортсменов, законы выработки спортивных навыков и умений).
Психология искусства (психологические компоненты деятельности, направленной на создание произведений искусства, закономерности восприятия человеком этих произведений).
Социальная психология (психические проявления различных социальных общностей, характер взаимоотношений людей в группах, положение личности в них).
Юридическая психология (психологические аспекты следствия, особенности личности преступника, мотивы преступления, психологию заключенного, психологические основы перевоспитания преступников).
Медицинская психология (психотерапия, психогигиена, общение врача и больного).
Задачи психологии:
Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
2. Научиться управлять этими явлениями;
3. Использовать полученные знания с целью повышения эффективности практической деятельности в различных отраслях науки;
4. Быть теоретической основой практики психологической службы;
Принципы психологии:
— принцип детерминизма (все психические явления обусловлены объективной действительностью).
— принцип единства сознания и деятельности (деятельность понимается как условие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека).
— генетический принцип (все психические явления рассматриваются как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся; правиль мбная и полная характеристика любого психического явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент, история или причины возникновения психического явления, возможные перспективы его последующих изменений).
Психика — это свойства высокоорганизованной материи (кора головного мозга), заключающиеся в активном отражении субъекта окружающего мира и построении картины этого мира.
Функции психики
Физиологическое отражение — Простейшая форма
отражения. Например отражение света или звука. Способность отвечать на воздействие внешней среды адаптивными процессами, уравновешивающий организм с данной средой.
Психологическое отражение — Когда раздражители
внешнего мира начинают восприниматься как сигналы вследствие того, что мозг в процессе эволюции приобретает свойства переживания и познания
Психические явления делятся на 3 группы:
1. Психические процессы;
2. Психические состояния;
3. Психические свойства;
Психические явления |
Значение |
Пример |
Психические процессы – |
это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции |
Мышление память ощущения, эмоции, воля |
Психические состояния |
определившееся в данное время, относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности. |
Радость Страх Бодрость Раздражительность Усталость |
Психические свойства |
это устойчивые образования, обеспечивающие определённый качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека |
1.Направленность – система потребностей, интересов, убеждений, идеалов; 2.Идеалы – система природных свойств личности, характеризующих динамическую сторону поведения; 3. Способности; 4. Характер; |
Сознание.
Феномен сознания, выделяет два вида его состояния:
Устойчивые состояния. Когда мы, например,
размышляем, мысль останавливается на тех образах, в которые облекается предмет нашего размышления.
Изменчивые состояния. Но бывают неуловимые переходы от одной мысли к другой.
Неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:
Процессы и классы |
Подклассы |
Примеры |
Неосознаваемые механизмы сознательных действий – входят в свою очередь три различных подкласса: |
неосознаваемые автоматизмы |
действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания. |
Это последнее обстоятельство отражено в хорошо известной притче о сороконожке. Сороконожку спросили: «Как ты узнаешь, какой из твоих сорока ног нужно сейчас сделать шаг?» Сороконожка глубоко задумалась – и не смогла двинуться с места! |
||
явления неосознаваемой установки |
это – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении |
|
Ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы, и т. д. Подобные преднастройки позы руки иллюстрируют моторную установку. |
||
неосознаваемые сопровождения сознательных действий. |
непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. |
|
Человек, который смотрит на другого, порезавшего, например, палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает. |
||
Неосознаваемым побудителям сознательных действий. Теория бессознательного. |
Согласно ей в психике человека существуют три сферы,: Сознание Предсознание — Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют. Бессознательное — первое отличительное свойство бессознательных представлений – это их действенность. Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, – механизмов вытеснения и сопротивления. |
|
«Надсознательные» процессы. |
Это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее течение. |
Различия между сознанием и психикой.
Сознание |
Психика |
Присуще только человеку |
Присуще животным и человеку |
Переменный фактор |
Постоянный фактор |
В младенчестве и в пожилом возрасте может не быть |
Для все возрастов |
Патология сознания не исключает работу психики |
Патология психики может вызвать потерю сознания |
Психологическая диагностика — (от греч. Psyche — душа diagnosis – распознавание) – это область психологической науки, в рамках которой разрабатываются методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека, его взаимодействия с окружающим миром
Методы исследования в психологии
Наблюдение имеет несколько вариантов.
Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее наблюдение илисамонаблюдение применяется тогда, когда психолог — исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые ведут интроспектирование по его заданию.
Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.
Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, заранее продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или наблюдателем.
При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.
Стороннее наблюдение не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых
ему вопросов. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя
которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления.
В эксперименте целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой
изучаемое свойство выделяется и оценивается лучше всего.
Вопросы
Как вы считаете, профессиональная подготовка медика должна ли включать психологическую подготовку? Обоснуйте свой ответ.
Может ли поведение человека способствовать его здоровью? Приведите пример.
Основные предпосылки развития сознания
Внеудиторная работа
Петрова Н.Н. психология для медицинских специальностей. Конспект гл.4 стр 27-30
Напишите достоинства и недостатки каждого из видов наблюдения.
Выпишите из художественной литературы (примеры описаний внутренних переживаний и внешнего поведения человека, неосознаваемых и психосоматических явлений и т. п.).
Заполните таблицу «Классификация неосознаваемых психических явлений».
Виды неосознаваемых психических явлений |
Краткая характеристика |
Примеры проявления |
Глоссарий
Бессознательное — совокупность психических процессов, в отношении которых
отсутствует субъективный контроль.
Методы – это способы получения информации о психике человека.
Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.
Общая психология изучает сущность и общие закономерности возникновения, развития и проявление психики, выявляет некоторые особенности психической деятельности.
Поведение — способность животных и, в том числе, человека, изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов
Психика — это свойства высокоорганизованной материи (кора головного мозга), заключающиеся в активном отражении субъекта окружающего мира и построении картины этого мира.
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, учение о природе, детерминации, структуре и механизмах психической деятельности, поведения и их применения на практике. Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях[