6. психофиз проблема

6. Раскройте суть психофизиологической проблемы, представьте и проанализируйте возможные варианты ее решения в истории психологии и в современной науке.

Психофизическая проблема: соотношение психического с телесным (материальным) вообще, т. е. проблема места психических явлений во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира (по Декарту). Он же фактически поставил и психофизиологическую проблему: соотношение психического и физиологического (конкретный вид материальных процессов). Автор ПФ проблемы – Декарт, но и в АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ обсуждали проблемы соотношения души как субъекта пси пр-ссов и тела, к-ое не может чувствовать и мыслить. (см.в конце)

Для многих ученых 18-19 вв. психофизическая проблема превратилась в психофизиологическую: это сузило исследовательский горизонт, и изучение зависимости психики от различных сфер действительности свелось к зависимости только от физиологии (так считает Соколова). Способы решения ПФ проблемы:

Взаимодействие

Параллелизм

Корреляционный подход (параллелизм + взаимодействие)

Принцип тождества

Принцип дополнительности (единства)

ДЕКАРТ (17 в)

Дуализм. В основании мира 2 субстанции: материальная (атрибут – протяженность) и духовная (атрибут – мышление, последовательность актов сознания).

Тело и сознание — независимые друг от друга субстанции.

Их ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (через эпифиз) J можно наблюдать при возникновении СТРАСТЕЙ (эмоции, чувственные восприятия – примитивные процессы).

Тело влияет на душу (животные духи раскачивают эпифиз), пробуждая в ней «страдательные состояния» (страсти). Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход.

! Высшие психические процессы истоком имеют только душу и ведут себя согласно свободе воли.

Существуют 2 независимые реалии: физиологическая и психическая. Они полностью соответствуют друг другу (как только случается что-то в одной реальности – сразу же случается и в другой). То, что происходит в сознании соответствует, но не зависит от того, что происходит в мозге, и наоборот.

Варианты:

БИХЕВИОРИСТЫ и Гоббс: снижают статус психического (психика – ненужный придаток физиологического, эпифеномен). Гоббс: тело производит понятия.

ЛЕЙБНИЦ (17 в)(идеалистический параллелизм). Душа и тело – не одно и то же, действуют по своим законам. Они находятся в ГАРМОНИИ.

Гипотезы:

«предустановленной гармонии»: Души действуют согласно законам конечных причин (цель, ради чего), тела — по законам причин действующих (движение). Оба царства гармонируют (установлена еще Богом до творения. Они выражение одного универсума).

Весь универсуум состоит из простых субстанций – монад.

Душа и тело – два полюса в каждой монаде: тело – бессозн и пассивность, душа – ясность представлений, деятельный характер. Тело – производное от духовной составляющей (в этом идеализм).

МАТЕОРИАЛИСТИЧЕСКИЙ параллелизм (Бюхнер, Фогг, Молешотт). Мозг выделяет мысль, как печень желчь. Психический пр-сс не может существовать без мозга, поэтому заменим психологию физиологией. Гештальтисты: изоморфизм процессов в мозге и феноменальном поле.

• Не знаем, какова связь мозга с психикой и есть ли она.

• Определенные воздействия на человека а регистрируемые изменения в сфере психического и физиологического

• Что за этим стоит? Может, третий фактор, но он непознаваем

Психическое и физиологическое – суть одно и то же, различие в СТЕПЕНИ. Пример: часовой механизм. Грубые часы измеряют время с точностью до часов и минут (физиология), а сверхточные атомные часы могут фиксировать миллионные доли секунд (психология будущего). Различие же между физиологическими и психологическими механизмами аналогично различиями между минутами и миллисекундами.

СПИНОЗА (17в) монизм

Монизм (разрешение дуализма Декарта): в основании мира 1 единственная субстанция, обладающая атрибутами протяженности (видим вещь как тело) и мышления (идея вещи)

Общее начало телесных и пси процессов, это разные стороны медали. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом — протяжения

СУБСТАНЦИЯ=БОГ=ПРИРОДА (и природа, и бог самостоятельны и ничем не обусловлены, ничем не сотворены и вечны)

РУБИНШТЕЙН: физиологическое и психическое – это одна и та же отражательная деятельность, но рассматриваемая соответственно психологией и физиологией в разных отношениях. Психическое и физиологическое – это 2 стороны одного и того же явления (как, например, температура и плотность – две характеристики материального тела). Для полного описания явления (человека) необходимо учитывать и ту, и другую сторону процесса отражения.

СЕЧЕНОВ. РЕФЛЕКТОРНАЯ теория психического: психика – единство объективного и субъективного.

Психическое – не придаток (эпифеномен) физиологического, т.к. оно необходимо для отражения внешнего мира субъектом в процессе его деятельности. Психическое – ИНТЕГРАЛЬНАЯ часть всего целостного процесса рефлекторной деятельности организма.

СХЕМА ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА = СХЕМА РЕФЛЕКСА: психический акт – триедин (начало, течение, конец)! Психический процесс возникает и завершается в процессе взаимодействия индивида с окружающим миром. Предмет пси – процесс в поведении – берет начало извне, там первично — далее чувствование, центральная деятельность – потом ответная деятельность поступки, движения. Регуляция – по типу обратной связи.

+Центральное торможение – принцип функц НС, волевое поведение – можем оттормозить порыв отдернуть руку от горячего

+Психическое не равно физиологическое (пси не может без физ)

+предмет пси – учение о происхождении пси Д. Объективно-генетическая методология.

Античность.

ДЕМОКРИТ (5-4в до н.э.) материалистический детерминизм.

Душа материальна, как и тело, смертна. Душа – продукт организации тела (все состоит из атомов, а т.ч. и душа). Душа как причина движения тела (физического). Тело и душа не разделяются

ПЛАТОН (5-4в до н.э.) объективный идеализм

Отдельно мир идей и мир вещей, душа – посредник между ними. Сначала душа пребывает в мире идей, в мировой душе, а потом вступает в соединение с телом (индивидуальная душа). Душа бессмертна. Телесное пассивно и получает действительность только от духовного начала.

АРИСТОТЕЛЬ (4в до н.э.)

Не делим мир вещей и идей. Мир и каждая вещь – единство материи и формы. Материя пассивна, форма – активное, структурирующее начало. Душа – форма тела (энтелехия).

Все живое обладает душой: растительная душа, животная, высшая. Человеческая душа божественна, отделима от тела, поэтому можем совершать волевые поступки