Сообщение на тему чудесный язык писателя гоголя

сообщение на тему чудесный язык писателя гоголя

  • Уди
    вительный и неповторимый язык Гоголя удивляет нас и сегодня. Язык писателя богат инеобычен: eгo фраза — «без меры в ширину, без конца в длину», она сложна, «многоэтажна», «многоярусна», в ней можно найти нагромождение глаголов, обилие эпитетов, cpaвнений, метафор. Гоголь любил глаголы и использовал их для «увеличения энергии глагольного действия», cpывая с места предметы: пошли писать версты, paccыпалась избами деревня, бричка мчалась во всю пpoпалую, деревня унеслась из виду…Даже привычные художественные приемы оборачиваются новыми для нас сторонами. Так, например, эпитеты то метафоричны, то метонимичны, в них мнoгo гиперболизма. Характерна для эпитетов Гоголя «неумеренная роскошь» определений, а в речи
     часто встречается нaгpoмождение эпитетов: странное, и манящее, и несущее, и чудесное слово, черство, неотеса1l0, неладно, нeстройно, негоже, нехорошо… Андрей Белый пишет по этому поводу, что Гоголь «Плюшкин словечек».Сравнения щедро варьируются в произведениях писателя: глаза — как огонь, как молния, как звездочки, как выстрелы, как клещи, репой, как у вола; нос как пятачок, как слива, как пробка, как пуговица, как топор.Необычно выглядят отрицательные сравнения: не красавец, но и не дурной наружности, или слишком толст, ни слишком тонок…Часто сравнения гиперболичны: штаны как Черное море, посинел как Черное море, красное море запорожцев…В творчестве Гоголя сравнение — лаборатория метафор.Художественные средства реализуются в зависимости от роли образа. Поскольку образ Чичикова в поэме .«Мертвые души» централен, то «к нему стянуты и сюжетные линии, и лица, и вещи». И, как отмечают исследователи, поражает символизм мелочей. Человек, который хочет стать богачом, пока владеет лишь тройкой коней. И в этой тройке каждый конь имеет не только масть: каурый, гнедой и чубарый. Они наделены и характерами.Так, чубарый сильно лукав. Вспомним, что именно eгo назовут Бонапартом. Тройка коней въезжает в ворота гостиницы губернского города в самом начале первой главы, она не раз упоминается во время странствий Чичикова и, наконец, появляется в патетических строках финала. Автор дает возможность пристального и заинтересованного наблюдения даже за этими «героями».Можно старательно разглядеть и шкатулку, которая также не раз появляется перед глазами читателя.Обратим внимание на цвета, которые преобладают в палитре гоголя. В первом томе «Мертвых душ» это белый, черный, серый, затем идет желтый, золотой, кpacный и синий цвета. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки » на первом месте стоит красный цвет, а следом идут золотой, синий и белый.При этом в раннем творчестве в текстах писателя преобладали не только чистые цвета, но и простые, чистые, мелодичные звуки. В «Мертвых душах» картина иная. Припомним одно из описаний: «Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гocть было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить». Мир цвета и звука оживляет картины заштатного города NN.Величие Гоголя состоит в том, что он сумел донести до читателя и ярость сатиры, и лирическую стихию. Он видел жизнь во всей ее противоречивости и сложности и передал эту способность читателю: видеть смешное и прекрасное, ощущать их бесконечное движение.Творчество Гоголя оказало oгpoмнoe влияние на pycскую литературу. «Гoвopeнo, что все мы выросли из гoголевской «Шинели» . А «Старосветские помещики- ? А «Тарас Бульба» ? А «Вечера на хуторе близ Диканьки -? А петербургские повести? А пьесы Гоголя? Из них разве никто и ничего не выросло?»