1) Этих причин несколько. Самая заметная, но не самая главная из них — это нищета Раскольникова. Он снимает квартиру в одном из домов, находящихся в самом бедном квартале Петербурга. Это «крошечная клетушка, шагов в десять длиной… и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становится в ней жутко». А после смерти отца Раскольников остаётся единственным мужчиной в семье и должен взять на себя заботу ней. Но он не может этого сделать, а, наоборот, мать и сестра посылают ему свои последние гроши. Без них он вообще остался бы без средств к существованию. Герой напряжённо ищет выход из своего тяжёлого положения. И находит его в своей теории, которую он опубликовал в журнале в виде научной статьи. По теории Раскольникова все люди делятся на два совершенно разных типа. Первый тип — «обыкновенные», «таври дрожащие». Таких людей большинство, они созданы лишь для размножения и подчинения «необыкновенным». Эти люди должны соблюдать закон, а если они его нарушат, то понесут наказание. Второй тип людей — «необыкновенные», «право имеющие». Этих людей очень мало, но их задача вести за собой «обыкновенных», двигать мир вперёд. И для достижения высших целей они имеют право на нарушение закона, на убийство. Им разрешается «кровь по совести», таких людей Раскольников называет «добрыми тиранами». Родиону хочется проверить свою теорию на практике, проверить к какому типу относится он сам. И ему выпадает удобный случай сделать это. В распивочной он случайно слышит разговор студента и офицера, которые говорят о знакомой Раскольникову старухе-процентщице по имени Алёна Ивановна. Он узнаёт о том, что эта старуха очень скупа и зла, что она заставляет работать на себя свою сестру Лизавету и то, что она очень богата. Раскольников рассуждает так: если он убьёт Алёну Ивановну и заберёт часть её денег, то он сможет окончить университет, помочь сестре и матери, освободит от рабства Лизавету и, что самое главное, сможет, наконец, проверить свою теорию. Раскольников тщательно продумывает своё преступление и совершает его. Но Родиону пришлось убить и Лизавету, так как она пришла к Алёне в то время, когда Раскольников искал в её квартире деньги. Таким образом, одно преступление повлекло за собой и другое. И, наконец, самый скрытый мотив преступления Раскольникова — его индивидуалистический бунт против государственной системы, загоняющей людей в нечеловеческие условия, бунт против нищеты, жестокости и безразличия людей к своим ближним. К этому бунту Раскольникова приводит всё то, что он видит в Петербурге: «бедные кварталы», Сенная площадь, Мармеладов, его чахоточная жена, голодные дети, Соня, вынужденная торговать собой; женщина, бросившаяся с моста в реку; пьяная обесчещенная девочка… И весь этот мир униженных и оскорблённых соседствует в Петербурге с роскошью Невского проспекта и других богатых районов. Таковы, по моему мнению, причины, которые толкнули Родиона Раскольникова на совершение убийства. Но нужно добавить, что преступление Раскольникова повлекло за собой тяжёлое наказание в виде нравственных мучений и каторги. И герою придётся приложить очень много усилий, ему придётся очень многое вытерпеть, чтобы искупить свою вину, снова стать человеком и обрести душевный покой.
2) Раскольников твердый в своих намерениях человек. Он даже в чем-то похож на тургеневского Базарова, который жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике. Ради своей теории Раскольников даже разрывает отношения с матерью и сестрой, он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих. 3) Раскольников не верующий человек, но в конце романа начинает задумываться о вере в Бога. Во всем поддерживал Сонечку, которая была выгнана из общества, из-за желтого билета (из-за того, что торговала собой), но это не отпугнуло Раскольникова, а наоборот сблизило. Соня искренне любит Родиона, в то время как он чувствует заботу и пытается всячески её отблагодарить за то, что она его поддерживает и остается рядом до конца романа.
4)
Топор в качестве орудия убийства выбран, конечно, не случайно. В романе он символизирует безудержную страсть к раздавливанию и уничтожению. Есть и другое значение. Как известно, 1 марта 1861 года в журнале А. И. Герцена «Колокол» была опубликована статья «Письмо из провинции», в которой появился впервые лозунг «К топору зовите Русь!». С тех пор образ топора стал символом «нового поколения» русской интеллигенции и его миссии в России: очи