сделайте презентацию на тему : природа в народном творчестве .
Пожалуйста !!!
- В художественных произведениях и народном творчестве природа всегда играет большую роль. Возможно, причина в том, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира творчески одаренным человеком — он видит не только темные стороны жизни, но и все прекрасное и удивительное, что есть в ней.В жизни народного искусства много общего с жизнью природы. Подобно природе оно отбирает только лучшее и шлифует его столетиями, создавая поистине совершенную технологию, форму, орнамент, колорит. Со временем все это приобретает характер традиции: раз достигнутое прекрасное должно сохраниться – таково требование народа. Поэтому традиционное творчество практически не знает плохих вещей. Бывает, они неумело сделаны. Но в подобной неумелости подчас такая сила, такое чувство красоты. За ними не одно поколение безвестных мастеров. В народной орнаментике до сих пор встречаются очень древние мотивы. Но посмотрите, как они изменились за долгие века: орнамент поздних времен сложнее, богаче, изящнее. Подобные изменения говорят о жизненности старых образов: они продолжают волновать людей. Многие мотивы вошли в творчество народов в XVII-XIX веках – источниками служили стили барокко, классицизма, ампира. Образы становились выражением народного мировоззрения, приобретая даже новый облик. Так, нижегородские резчики ввели в свои узоры листья аканфа, но сделали их очень живыми, гибкими, подвижными. Львы на подоконных досках изб перекликаются с каменными львами усадеб XVIII в. Но как они добродушны: часто такой зверь напоминает пса или кота. Народное искусство никогда ничего не копирует, всегда остается самим собой. Художественные промыслы имеют богатую историю. Например, хохломская роспись по дереву, богородская резная игрушка. Живут виды творчества, возникшие в глубоком прошлом из художественных ремесел города и посада: чернение по серебру Великого Устюга, холмогорская резьба по кости, финифтяные росписи Ростова Великого. Верили в старину и в силу доброй магии. Вот один пример. На расписных прялках часто изображали птицу Сирин в окружении фантастических цветов. Сладкоголосая эта птица живет, по древним поверьям, в раю. Услышав ее дивное пение, люди забываются и в счастливом забытьи проводят долгие годы… Но не рисовали Гамаюна и Алконоста – птиц, предвещающих несчастье. Красивая прялка была, как правило, свадебным подарком жениха. Преподнося ее, он как бы желал невесте счастья – жизни прекрасной, как песня чудесной птицы. И верил: Сирин поможет этому сбыться.Исходя из вышесказанного, становится очевидным, насколько народные промыслы тесно связаны с природой и как она, в свою очередь, влияла на творческий процесс художников. Подобное воздействие природной среды проявлялось по-разному. Это, прежде всего, место бытования художественных центров со своей сложившейся системой традиций, своеобразием художественного языка. Кроме того, природа являлась источником вдохновения мастеров, поэтому они так много уделяли внимания образу природы в своих произведениях. Она помогала раскрыть содержание темы, сюжета и вместе с тем привносила в художественную работу декоративные возможности. Изображение природы в народном искусстве предстает в неправдоподобном, иносказательном виде, часто соединяясь с фольклорным представлением о мире. Это, в свою очередь, повлияло на сложение своего условного, образно-сюжетного изобразительного ряда. Также природа обеспечивает мастеров непосредственно самим материалом, из которого те создают свои работы. В народном искусстве материал имеет большое значение: художники стараются использовать его особенности, выявить его декоративные возможности, включить в смысловое содержание сюжета, темы. Однако народные умельцы вынуждены учитывать специфику природных материалов, и потому они ограничены в способах своего творческого выражения.
Не то, что мните вы природа:Не слепок, не бездушный лик -В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык…Ф. Тютчев